Это древнейшие копытные белорусской фауны. Самки этих животных способны задерживать свою беременность, а детеныши появляются на свет без запаха. Речь о европейских косулях. О том, почему они так хорошо прижились в наших краях и как защищаются от врагов в рамках проекта "Дикая природа Беларуси" начатого Смартпресс при сотрудничестве с ООО “Дикая природа“, рассказал старший научный сотрудник Центра по биоресурсам НАН Беларуси Павел Велигуров.
В Беларуси для косуль идеальные условия
Косуля обитает на территории нашей страны уже более 10 тысяч лет, появилась она здесь, когда сошёл последний ледник. Вид относится к аборигенным и изначально его представители были гораздо крупнее. И, тем не менее, белорусские косули едва ли не рекордсмены по размерам среди своих сородичей из других регионов. В чём же секрет?
– Эти копытные не приспособлены к сильным морозам и большим снегопадам. “Крайний север”, где они водятся – это юг Мурманской области. Если глубина сугробов достигает, например, 50 см, то они уже просто не могут нормально передвигаться и становятся очень уязвимыми для хищников. А вот в Беларуси для “диких коз” (так косуль иногда называют в народе, хотя с козами они даже не родственники) идеальные условия. Даже лучше, чем на юге, в степях. Здесь есть много замкнутых лесов, которые обеспечивают их укрытием и кормом, – поясняет Павел Велигуров.
Вынашивают потомство целый год и могут откладывать роды
Беременность самок косули длится практически целый год. Причем, только они успевают вывести потомство (происходит это в мае), у них тут же начинается гон, и новоиспеченная мать снова оказывается “в положении”. И как организм вообще успевает восстанавливаться от столь интенсивного родительства? Оказывается, у косуль есть свой “лайфхак”.
– Для этих мелких оленей характерно довольно редкое в природном мире явление – эмбриональная диапауза или временное приостановление беременности. Уже будучи в утробе, плод косули на протяжении какого-то периода (вплоть до 5 месяцев) может замереть в развитии. Это происходит, зимой, когда мало еды и самка с трудом подкармливает саму себя. С наступлением тепла и увеличением пищевых ресурсов все процессы в организме восстанавливаются, и на свет появляются нормальные и здоровые оленята. Иногда гон у “диких коз” проходит осенью и тогда беременность протекает без диапаузы, а потомство появляется на свет в те же сроки, то есть в конце весны, – рассказывает зоолог.
Детеныши не издают запаха и маскируются пятнами
Косулята вызывают умиление, но не выдают ли их в дикой природе белые пятнышки на спинках? Оказывается, нет. Скорее, наоборот – защищают.
– В лесу же идёт игра света и тени. И окрас детёнышей косуль как раз служит им маскировкой. Пятна на их спинах выглядят как солнечные блики, которые пробиваются сквозь кроны деревьев, – развеивает заблуждение специалист.
В случае опасности малыши стараются замереть или лечь в траву, чтобы слиться с окружающей средой. И часто это работает.
– Я сам за собой не раз замечал, что больше обращаю внимание на то, что движется. А вот то, что находится в состоянии покоя, может оставаться незаметным даже если смотришь в упор… В животном мире тоже действует такой закон, косулята инстинктивно этим пользуются. Кроме того, у них, как у зайчат, нет своего запаха и поэтому унюхать малышей невозможно, – делится Павел Велигуров.
В случае опасности лают
Косули – животные “разговорчивые”. Издают разные звуки в зависимости от ситуации. Порой вообще не характерные для копытных. Например, защищаясь, могут залаять.
– Недавно сидели с друзьями на берегу Ислочи и слышим какое-то гавканье. Ребята удивились: “Откуда здесь собаки взялись?”. А я им говорю, что это не собаки, а косули. Учуяли нас и пытаются застращать на всякий случай. Еще как-то раз я в упор на самца наткнулся, так он тоже меня “обгавкал”. Правда, потом сразу убежал от греха подальше, – вспоминает учёный.
С помощью голоса косули общаются между собой, предупреждают друг друга об угрозе и проявляют агрессию. Перед тем как пустить в ход рога и копыта. Или же просто удрать. Что у них, кстати, прекрасно выходит. Скорость взрослой особи может достигать 60 км/ч.
Главный конкурент – лань
Однако, в дикой природе борьба, порой, идёт не только за жизнь, но и за территорию и пищевые ресурсы. Оказывается, такая конкуренция бывает двух видов:
Эксплуатационная, при которой конкурирующие особи могут вообще не пересекаться и в то же время пользоваться одним и тем же ресурсом. Допустим, заяц погрыз какое-то дерево, косуля приходит – и ей уже приходится довольствоваться тем, что осталось. И, тем не менее, при таком раскладе животные могут мирно сосуществовать, это не влияет на их численность. В отличии от интерференционной конкуренции, когда между животными разных видов происходят прямые физические столкновения за еду и место. Здесь уже выживает сильнейший.
– Изначально мы думали, что главный конкурент косули – это благородный олень. Потому что у них схожий рацион. Но потом оказалось, что благородные олени питаются преимущественно одной древесной растительностью, косули – другой, а лоси – третьей. Конечно, в чём-то они пересекаются, но не значительно, – рассказывает зоолог.
Тем не менее, у косули в белорусских лесах есть серьезный интерференционный соперник. И это лань.
– Внешне эти животные очень похожи. Но лань крупнее и заметно агрессивнее косули, поэтому запросто может вытеснять её. Это хорошо видно на примере заказника “Красный бор”, куда выпустили столько ланей, что увидеть их там не составит особого труда: они спокойно гуляют по всей территории, в том числе и по проезжей части. Едешь и думаешь: “Хоть бы не задавить”. А вот косуль в тех местах уже не встретишь даже в глуши, – отмечает Павел Велигуров.
Автор: Наталия Некрашевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.