Может ли ChatGPT исполнять обязанности священника и как в целом православная церковь относится к развитию искусственного интеллекта? Готова ли сама церковь использовать технологические новинки в храмах? На неудобные вопросы в Смартэфире ответил заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев.

Православная церковь и ChatGPT 1_Александр Шимбалев.jpgПротоиерей Александр Шимбалев. Фото Елены Таборко, Смартпресс

ИИ – это благо, которое должно работать на пользу человека

Стереотипы рисуют православную церковь более чем консервативной. Поэтому практически не было сомнений, что гость студии будет критиковать развитие искусственного интеллекта и ответит утвердительно на вопрос, не является ли ИИ "порождением лукавого". Однако ответ удивил.

– Все, что создает человек, что он творит – это раскрывает в нем образ творца, образ Божий. Ведь человек – венец творения, и он может использовать весь мир и менять его, уподобляясь Богу. Всё что человек делает благодаря своему творческому гению – это все естественно, понятно и может быть направлено на благие цели.

Это касается и искусственного интеллекта. Есть множество проявлений использования ИИ в разных научных областях. В частности, совсем недавно была новость о том, что в Гродненском медицинском университете искусственный интеллект применяют для диагностирования инсультов и других заболеваний. Это прекрасно, когда ИИ работает на пользу человеку и применять его для хорошего дела – это превосходно.

Другой вопрос – если мы начинаем использовать его в каких-то ненужных, аморальных целях. Это однозначно плохо, когда достижения творческого гения человека направляется на что-то дрянное. Это уже от дьявола, – объясняет Александр Шимбалев.

Православная церковь и ChatGPT 2_Александр Шимбалев.jpgФото Елены Таборко, Смартпресс

Религия всегда двигала науку вперед…

Более того, принятие искусственного интеллекта как благое творение человеческого гения – это не смена подхода религии к техническому прогрессу. Отец Александр утверждает, что именно благодаря деятельности церкви наука развивалась – в первую очередь в Европе. Хотя и принято считать, что церковь наоборот – являлась тормозом научно-технического прогресса.

– История говорит нам о том, что появление и развитие новой европейской науки, которая дала нам теоретическое осмысление мира (примерно с XVI века) стало возможным именно благодаря церкви. В первую очередь благодаря христианскому мировоззрению, которое говорит о том, что человек венец творения и может манипулировать миром, как желает. Раз человек создан по образу Божьему – значит он может творить! И это разрушило те преграды, которые были у античных ученых, которые разделяли природу и человеческую деятельность. 

Именно церковь создавала первые университеты – например, Магнаврская высшая школа Константинополя (IX в.). Но Византийская империя рухнула и дальнейшего развития научная мысль там не получила. Но позже церковь начала основывать университеты в Западной Европе. Все ученые в них были священниками! Архиепископ Кентерберийский, глава церкви в Англии был известным учёным физиком (речь идет о Томасе Брэдвардине, жившем в XIV веке). Первым, кто отказался принять сан, был Исаак Ньютон.

Мартин Почобут-Одляницкий – священник, ректор Главной виленской школы

Кстати, Виленский университет был основан орденом иезуитов. Его профессором был Мартин Почобут-Одляницкий, который позже реорганизовал учебное заведение в Главную виленскую школу и стал ее ректором. Он был священником, но в то же время – известным ученым-астрономом. И вместе с еще одним священником-иезуитом, Гуго Коллонтаем, реформировал науку в Речи Посполитой на современный, ньютоновский лад.

Если и говорить о том, что любая религия относится к науке "сдержанно", то только в том смысле, что религия, в том числе и христианская, не считает науку и техническое развитие смыслом жизни. Поэтому церковь не торопится. Но точно не осуждает, не запрещает и не останавливает технический прогресс, – подчеркивает протоиерей Александр Шимбалев.

Кстати, сам Александр Шимбалев с 1996 года преподает астрономию и историю физики в Белорусском государственном педагогическом университете, является автором более 80 научных статей. Более того – он автор учебника по астрономии, по которому учатся белорусские 11-классники.

… но ИИ провести церковную службу не сможет

Робот не сможет заменить священнослужителя, ChatGPT не в силах исповедовать прихожан и наложить епитимью. В этом отец Александр уверен совершенно точно.

– Это как раз та область искусственного интеллекта, в которой мы совершенно не нуждаемся. В наших храмах роботы не будут служить никогда, не будут исповедовать, не будут отвечать на вопросы. Причина проста – с этим вполне справляется человек.

Церковь учит что человек трехчастный: у нас есть тело, душа и дух. И если еще душу и тело наука пытается изучать своими методами, то дух материальным миром непостижим. Это именно тот орган, который непосредственно связан с Богом. Благодаря ему человек получает благодать, божественную энергию, которая нас наполняет и позволяет принимать сложные решения в разных ситуациях.

Люди всегда обращаются к Богу, желают получить от него ответ, благодать, наполниться божественной энергией. У искусственного интеллекта нет духа, он не способен получить благодать, и поэтому в церковной деятельности ИИ бесполезен, – объясняет священник.


По словам отца Александра, самое важное, что у нас есть – это человеческое общение. И в этом плане искусственный интеллект никогда не заменит человека. 

– Церковь призывает: общаетесь лично! Больше встречайтесь, больше смотрите друг другу в глаза, больше взаимодействуйте, – говорит он. И приводит в пример абсурдные ситуации, когда люди, даже находясь в одном помещении вместо того, чтобы поговорить друг с другом, обмениваются сообщениями с помощью смартфонов.

Почему голограммы не могут заменить иконы?

Тем не менее, в отдельных случаях церковь использует новые технологии. Но очень ограниченно. В частности, рассказал отец Александр, в храме-памятнике во имя Всех Святых в Минске голограммы Жировичской иконы Божией Матери и креста Ефросиньи Полоцкой. Однако они имеют иную ценность, чем классические иконы. 

Жировичская икона Божией Матери

– Это экспонаты, на которые можно посмотреть с разных сторон, увидеть, как выглядит оригинал. Икона, по учению церкви, не является экспонатом, это окно в Царствие Божие. Есть свои законы иконописи. В иконах нет чувственности, напряжённости, в отличие от обычной живописи. На иконах все торжественно и чуточку отстраненно. Голограммой это не заменишь, тем более что икона считается истинной, если она написана на доске красками. И в целом, это просто образ, глядя на который мы обращаемся к Богу. В иконах не требуется портретная точность, в них не надо передавать эмоции – ведь вся энергия молящегося человека идет на молитву, а не на рассматривание деталей образа, – подчеркивает отец Александр.

Фото Елены Таборко, Смартпресс

Точно так же, как голограмма не может быть заменой иконы, так и ChatGPT не в силах заменить священника в толковании слова Божьего, отмечает протоиерей Александр Шимбалев. Как минимум потому, что ИИ нередко ошибается.

– Если с помощью ChatGPT вы приготовили кашу и она не получилась – ничего страшного, можно просто выбросить. Но толкование слова Божьего искусственным интеллектом недопустимо. Есть опасность, что люди могут столкнуться с ложью. И, не имея специального образования, не распознают ее, – говорит он. Отец Александр отметил, что в каждом храме всегда дежурит священник, готовый ответить на вопросы прихожан. Кроме того, много литературы с трактованием священного писания представлено на сайтах Православной церкви.

– Можно получить толкования отцов церкви любого отрывка из священного писания. Зачем обращаться к какому-то чату, который выстраивает свою логику по неизвестным законам? – задается риторическим вопросом отец Александр. 

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.