Весной над деревней Большое Запрудье Воложинского района нависает пышное белое облако: на холме одна за другой зацветают яблони, их лёгкий аромат растягивается по улицам. Это представление не меняется более 60 лет – с тех пор, как между двумя длинными улицами высадили колхозный сад. А недавно стало известно: его собираются выкорчевать. Местные обсудили эту новость, и, возможно, всё могло закончиться как обычно: поговорили и разошлись. Но Наталья Юшкевич предложила спасти сотни деревьев, создать кооператив и ухаживать за садом всей округой. Что из этого вышло – в материале Смартпресс. 

Поздней осенью природа в деревне почти уснула, но кое-где пробиваются яркие краски: к дому прислонились жёлтые цветы, из-за забора выглядывают пушистые фиолетовые хризантемы. Правда, взгляд в этой местности цепляется за другое – холмы. На одном разместились деревянные домики, на другом – поле, на третьем – лес. Пейзажи плавно перетекают друг в друга. 

Яблоневый сад Большое Запрудье 1.jpg

Деревня Большое Запрудье со всех сторон украшена такими холмами. Пока пытаемся отыскать дом Натальи Юшкевич, замечаем, как во дворе по хозяйству управляется местный житель. Он идёт навстречу, улыбается и не раз повторяет: "Я інцярэсны такі, пра мяне кнігу можна напісаць". Прямо за его домом виден яблоневый сад: серые изгибистые стволы, выстроенные в ряды.  

Яблоневый сад Большое Запрудье 2_Федор Павловский.jpg

– Я сам саджаў гэты сад. Пачыналі ў 1959 годзе, спачатку 9 гектараў, а пасля ў 1965-1966гг. пасадзілі астатнія сем, – вспоминает 80-летний Фёдор Павловский, работавший в то время агрономом в колхозе. – Па восені яблыкі збіралі і адпраўлялі на вінны завод. Асноўны гатунак – антонаўка, тады ён быў папулярны. Ёсць і іншыя, канешне. Як збіралі? Людзей тады было шмат, школьнікі дапамагалі. Гэта цяпер у нас чалавек сорак засталося, вёска пенсіянераў. З 1990-х гадоў сад стаіць нікому не патрэбны, раней хоць выйдуць каровы з фермы, паразлятаюцца па гары, паядуць траву, яблыкі. Усім добра, ну. А цяпер… Вы б вясной прыехалі, калі яблыні цвятуць. Гэты год быў ураджайны, дык ўсё белым было. Ну, прэлесць!   

"Молодежь втягивается в деревенскую жизнь: заводит коз, сажает огород"  

Наталья выходит на улицу в длинном белом платье, наверх наброшено светлое пальто – абсолютно нетипичный наряд для деревни. В руках – банка с яблочным уксусом собственного приготовления. 


– Это с урожая в нашем саду. Попробовали сделать уксус, яблочный сок. Получилось, – говорит Наташа, когда мы по высокой мокрой траве идём в тот самый яблоневый сад. 

Шесть лет назад она, минчанка, поняла: в городе ей тяжело. Везде много пластика, химии, захотелось уехать в экопоселение. Когда-то её впечатлил музей народной архитектуры и быта в Строчицах. Стала искать место для жизни и нашла. Здесь, на Воложинщине. Красивые пейзажи, открытые люди, а ещё здесь вперемежку с местными бабушками и дедушками живут дауншифтеры (люди, которые карьерный рост или офисную работу променяли на спокойную размеренную жизнь в деревне). 


– Мы все разные, – сразу уточняет Наталья. – Сейчас в деревню стали переезжать интересные молодые люди, в основном те, кто занимается ремёслами. Кто-то работает удалённо, кто-то ездит на работу в Воложин. Такую жизнь выбирают те, у кого деньги не на первом месте. Главное – природа и красота вокруг. Среди нас – музыканты, профессиональные режиссёры, водители, бухгалтеры… Постепенно молодёжь втягивается в деревенскую жизнь: сажает огород, заводит коз. Наверное, со стороны это выглядит странным: зачем сюда переезжать? Но никаких проблем с местными в общении нет. 


Сама Наташа по образованию маркетолог. Пока занимается садом и кооперативом, ушла с удалённой работы и живёт за деньги от сдачи квартиры в Минске.  

"Директор хозяйства нас поддержал" 

Сад встречает нас тишиной, где-то на ветках ещё висят яблоки, некоторые деревья усыпаны розовыми и жёлтыми плодами. Наташа сразу же оговаривает: она не хозяйка и не владелица сада. Девушка предложила его спасти от вырубки, люди поддержали. Сад воспринимает как общественный.


– Когда стало известно, что его хотят выкорчевать, связалась с  одной женщиной. Когда-то она смогла сохранить такой же колхозный сад. Разговаривала, советовалась, и так возникла идея создать кооператив "Чудесный сад". В него вошли шесть человек, а дальше стали собирать нужные документы, – Наташа перечисляет шаги по спасению сада. – Сначала сходили к директору хозяйства. Он подписал разрешение, что не против передать землю сада, и от души пожелал удачи нашему делу. Написали хозяйственный план, собрали свои характеристики, рекомендательные письма от экологических хозяйств и пошли в исполком. Ответ ждали два месяца. Пришёл отказ. Решили: нужно ещё раз съездить в администрацию района, поговорить, объяснить всю ситуацию. Нас услышали и в июне сказали: "Берите сад на год во временное пользование. Покажите, что можете, а мы посмотрим"


Время пошло. Наташа и местные жители должны обрезать и обкашивать деревья, белить их, собирать урожай. Если они справятся, в следующем году будут шансы получить яблоневый сад в аренду на 99 лет. Чтобы не делать всё наугад, девушка стала связываться со специалистами. Одни приехали в деревню и показали, как нужно правильно обрезать деревья, другие помогали определить сорта. Самый актуальный вопрос: как покосить сад в 16 гектар.  



– Кооператив сбросился и купил конную косилку. Очень хотели, чтобы покос был как раньше – естественным способом, не привлекая технику. Договорились с местными владельцами лошадей. Но пока дождались разрешения, что можем работать в саду, молодая трава превратилась в запущенный бурьян. Конная косилка с ним бы не справилась, пришлось подключить трактор, он всё покосил за два дня, – говорит Наташа. – А во время субботника местные жители вышли с ручными косами, чтобы окончательно всё привести в порядок.   

"В саду 100 тонн яблок" 

Когда яблоки созрели, на сбор урожая стали звать всех желающих: местных, друзей из города, подписчиков в Instagram


– Нашли завод, куда сдавали яблоки, поэтому могли оплатить работу людей и аренду машины. В день можно было заработать от 50 до 100 рублей. На завод сдали 40 тонн, а вообще в саду их 100, – приводит цифры Наташа. – Сад хоть и старый, но хорошо плодоносит. Почему-то мало учитывается, что менее трудозатратно высадить новый сад внутри старого. Конечно, этот процесс более длительный и не подходит тем, кто хочет быстрый результат. Но почва в старом саду уже хорошо удобрена, новые саженцы не нужно так обильно поливать водой, как в чистом поле, они защищены от засухи. Здесь уже создан подходящий микроклимат, который удерживает влагу. Со временем планируем старые погибающие деревья срубить, на их месте посадить молодые. 



Пока бродим по осеннему саду, пробуем опавшие яблоки: антоновку узнаем сразу, с помощью Наташи определяем каштель – сочные и сладкие. У девушки цель не только сохранить сад для деревни, но и сделать его интересным проектом под открытым небом. И это займёт время, лет десять. Долго, но зато выглядит более реалистично, чем обещание про быстрые перемены. Что в планах? Проводить занятия и пленэры для детей (школьники из соседней деревни уже рисовали здесь), построить маленькие экодомики для туристов среди деревьев, научиться самим перерабатывать яблоки, высадить здесь орехи.    

Разговор про перспективу сада прерывает рыжая собака Стелла. Она выбегает из-за деревьев, тут же подхватывает упавшее яблоко и начинает грызть.


– Очень любит их, – на ходу говорит местная жительница Кристина, которая пришла в сад за яблоками. Собака её сопровождает. – Если найду крепкие яблоки – оставлю на зиму, если нет – сделаю пастилу или просто посушу. 

Более десяти лет назад наша собеседница с семьей переехала в деревню. Окна их дома выходят на брукованную дорогу (из камней), холмы и огромный яблоневый сад. Сюда Кристина приходит отдохнуть: цепляет гамак между деревьев и читает книгу.


- Мой муж в детстве ездил к бабушке на каникулы, рядом был сад. Он часто рассказывает, как уходили играть туда на весь день – в прятки, казаки-разбойники. Это был целый мир. А потом, представляете, сад срубили… Как-то приехала в ту деревню, а она стоит среди поля. И что тут делать? Теперь это пустыня с домами, – Кристина не может представить, что в Большом Запрудье повторится этот же сценарий. – Тогда наша уютная деревенька останется в поле, обдуваемая всеми ветрами. Яблоневый сад – это ещё место для души. Люблю сюда прийти, успокоиться, подумать о жизни. Без него деревня опустеет, потеряет что-то важное. 



Чтобы посмотреть на деревню с высоты, девушки предлагают взобраться по грязи на самый высокий холм. Виды того стоят. Среди серых деревьев в низине в глаза бросается яркий синий дом, из трубы идёт дым, хозяйка топит печку. С другой стороны, на склоне, выстроились разноцветные избы – это уже соседняя деревня. Мы задерживаемся на пейзаже осеннего сада. Эта локация позволяет оценить его масштабность.   



– Наша задача – самим убедиться и показать исполкому, что мы можем ухаживать за деревьями, нам это по силам, – рассуждает Наташа.  – Денег в кооперативе немного, зато умеем хорошо налаживать связи с разными людьми, специалистами. Верю, что у нас получится сохранить и развить этот сад. 

Фото Джейлан Сильванович

***

Читайте нас в Viber и Telegram