Восемь лет назад после окончания консерватории перед магистром искусствоведения Екатериной Давыдовой встал вопрос: что делать дальше. И она - открыла галерею. Почему в Беларуси так мало галерей и галеристов? Галерист - миссионер или бизнесмен? Как складываются отношения галерист-художник? Кто и как определяет цену на работы? Есть ли в Беларуси арт-рынок? На вопросы Смартпресс ответила хозяйка Галереи ДК Екатерина Давыдова-Висоцке.

1.png

Бизнес-идея, игрушка или любовь к искусству 

Изначально это было эмоциональное решение. Для меня это был совсем не знакомый мир. Я сидела в пустой галерее с полудня до 8 вечера и радовалась каждому посетителю, который заходил раз в неделю. Но я была очень увлечена и теперь это увлечение стало делом  жизни. Я поняла, что это моя миссия - помогать художникам. 

2.jpg 

А бизнесом стало?

Стало. Хотя сложно это назвать бизнесом в широком понятии. Это игра вдолгую. В Беларуси нет традиции массового приобретения произведений искусства. Ты работаешь с узким кругом коллекционеров. Но сейчас я вижу движение. Каждый месяц продаются работы художников. 

Когда произошел качественный скачок? 

В пандемию. Активизировались и посетители, и коллекционеры. Образовался дефицит эмоций, а я приравниваю покупку картины к путешествию. Эмоции не менее сильные! А еще в пандемию многим было грустно сидеть и смотреть на голые стены - их надо было чем-то заполнить. 

А вы сами коллекционируете картины? 

Конечно. Я, можно сказать, потомственный коллекционер - у меня отец коллекционер. Мы коллекционируем не только живопись, но и фарфор, книги. 

 

Как складываются отношения галерист-художник, как вы находите художников? 

Я руководствуюсь и своим вкусом, и бизнес-расчетом. Хотя галерейный бизнес - это всегда риск. А еще надо очень искренне любить своих художников - которых продвигаешь. Я считаю, художник не должен заниматься своим продвижением. Для этого есть галерист. Художник должен творить. А галерист - выводить художника на свет и помогать ему. У меня есть пул художников, с которыми я плотно работаю. 

Что касается взаимоотношений, мы работаем на контрактной основе. Срок заключения контракта от полугода до 2-х лет. На протяжении этого времени работы реализуются только через галерею. 

Как галерист может продвигать работы?

Галерея - не булочная, картины - уникальный продукт, тут нет шаблонов. Выставки - это самое главное. Последнее время я много путешествую, высылаю каталоги, езжу по Европе, хожу по галереям, знакомлюсь. У меня есть возможность и выезжать, и вывозить картины - это сейчас очень важно. 

Еще работает сарафанное радио. Нас уже очень хорошо знают.

А важна ли роль персонального бренда? Вы - пианистка, модель, участвуете в рекламных коллаборациях с известными брендами. Это помогает?

Конечно! Я не будут говорить, какими способами я продаю картины (смеется). Все важно. А еще важно, что я являюсь приглашенным солистом белорусского государственного симфонического оркестра. Это не только вдохновляет мою галерейную деятельность, но и повышает продажи.

Как человек из посетителя галерей становится коллекционером? 

А я всех посетителей называю коллекционерами. Это очень помогает сделать первый шаг. 

Кто и как определяет цену на картины?

Это очень сложный и тонкий вопрос. Работы стоят от 100 рублей до “бесконечности”. Если художник известен, у него, как правило, складывается цена. Молодые художники иногда просят меня определить цену работы. Я часто ориентируюсь на покупателя. Менеджер среднего звена, который выплачивает ипотеку, не купит картину дороже, чем взнос по ипотеке. 

Но в любом случае, человеку надо понимать, за что он платит. Я всегда рассказываю о художнике, его творчестве, об обстоятельствах создания работ…

Для художника важно специальное образование?

Лично я считаю, что это важно. Художник должен владеть анатомией, композицией, знать техники. Бывают самородки, но это очень большая редкость. А вообще важна начитанность, кругозор, важно иметь что-то за душой. 

 

А корпоративное коллекционирование у нас существует? 

Да, но эти покупатели предпочитают оставаться в тени. Но давайте трезво смотреть на вещи. Здесь нет Бернара Арно (миллиардер, бизнесмен, президент и CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy, создатель одной из крупнейших галерей современного искусства - Смартпресс). Нет традиций коллекционирования. Даже у меня в окружении есть очень богатые люди, которые не видят, не понимают ценности искусства. Они понимают ценность дорогой сумки за $20 тысяч, понимают ценность машины, но не понимают, как можно отдать $10 тысяч за картину. И это печально. Поэтому и важна миссия. 

Советы начинающим коллекционерам от Екатерины Давыдовой-Висоцке

  1. Выбирайте сердцем. 
  2. Формируйте насмотренность, ходите по выставкам. 
  3. Покупайте в проверенных местах. В галереях вам выдают сопутствующие документы. Галерея - это гарант, что ты не покупаешь подделку.